Десять синтезаторов, определивших звук 80-х

dmx-e10-е место. Oberheim DX/DMX Drum Machine
DMX
был ответом Драм-компьютеру от фирмы Linn, и, будучи не столь знаменитым, как сэмпл-бокс от Роджера Линна, он оставил свой след в новой волне, хип-хопе и попсе того времени. Так же как Linn, DMX содержит сэмплы реальных ударных, 24 из которых записаны «всухую». Хотя по сегодняшним меркам, выбор этот, конечно, невелик, пользователь имеет возможность «выжать» из предлагаемых сэмплов разнообразные звуки, благодаря таким продвинутым возможностям прибора, как изменение высоты звука и восемь отдельных выходов для индивидуальной обработки каждого из них. Будучи составной частью единой модульной системы от фирмы Oberheim, эта драммашинка существует в трех инкарнациях : DMX, DX ( более дешевый вариант) и Stretch DX.
Музыканты : Mike Oldfield, New Order,Prince и другие.
D50
9-е место . Синтезатор Roland D-50. Настоящий блокбастер 1987-го года от Roland. Комбинируя в себе 8-ми битные сэмплы и синтезированные звуковые волны, этот инструмент породил любовь музыкального мира к синтезаторам, работающим на основе сэмплов. Он был (и остается) инструментом с очень впечатляющими звуками, среди которых особенно трогательны звонкие колокольчики и колокола, меланхоличные атмосферные звуки и эффекты. Программисты действительно проделали большую работу, создав звуки, неизменно вдохновляющие музыкантов, отдельное спасибо за встроенные эффекты реверберации, иногда умело скрывающие недостатки исконного звука. В настоящее время недостатки синтезатора воспринимаются положительно, как подчеркивающие его индивидуальность. По всему миру за очень короткий промежуток времени было продано свыше 200 тысяч экземпляров синтезатора.
 Музыканты : Michael Jackson (альбом Bad), Eric Clapton, Jean Micel Jarre, Gary Numan, Rick Wakeman, Kitaro и другие.
ppg_wave_23_lg
8-е место. Синтезаторы PPG Wave 2.2 и 2.3. Небольшая германская компания PPG была основана Вольфгангом Палмом (Wolfgang Palm), получившим финансовую поддержку от пионеров электронной музыки, группы Tangerine Dream. Осцилляторы этих инструментов цифровые, использующие технологию wavetable-синтеза, а вот фильтры остались традиционно-аналоговыми. Звучание осцилляторов совершенно особенное —  «песочное», низкорезонансное, шероховатое, индустриальное, выразительное — создает неповторимую звуковую палитру Wave. Ничто на свете не звучит похоже на него. И, конечно, бас! Он способен стряхнуть эмаль с ваших зубов. Этот синтезатор — квинтэссенция 80-х, однако его наследие было обновлено фирмой Waldorf в серии реальных и софтовых синтезаторов, основанных на технологии Wave.
Музыканты : David Bowie, Jean Michel Jarre, Pet Shop Boys, Rush, Depeche Mode, Gary Numan, Ultravox и многие другие.
synclavier7-е место. Synclavier (Синклавир) от фирмы New England Digital. Все, что связано с Синклавиром, пахнет эксклюзивностью. Цена на него была более чем заоблачной, а компания, производившая его, была откровенно надменной организацией. Появившись на свет в конце 70-х, Синклавир скоро стал обязательной частью любой солидной студии. Доступный только богатым и знаменитым, он сочетал в себе 16-ти битные сэмплы, частотный и аддитивный синтезы, а также встроенную цифровую систему записи. С этой штуковиной можно даже печатать ноты. Все это неудивительно для сегодняшней технологии, однако в начале 80-х такая мощь была на грани фантастики.
Музыканты : The Cure, New Order, Frank Zappa, Stevie Wonder, Paul Simon, Foreigner, Michael Jackson, Pink Floyd, Kraftwerk.
Roland-Jupiter-8
6-е место. Roland Jupiter-8. Кто сказал, что лучшие аналоговые синтезаторы были сделаны в 70-е годы? Так или иначе, Роландовский Jupiter-8 стал последним словом в аналоговой технологии, сочетая в себе все самые лучшие достижения тех лет. Несмотря на то, что было выпущено только около 2000 экземпляров, этого оказалось достаточно, чтобы оставить неизгладимый след в музыке 80-х. Предоставляя в распоряжение 8 голосов, которые можно разделять и налагать друг на друга, два осцилятора на голос, высоко- и низкочастотные фильтры и даже выходы стандарта XLR, Jupiter-8 был первоклассным и вполне доступным инструментом. Сегодня он является большой редкостью. Тот, кто им владеет, не спешит от него избавляться, и на это есть веские причины.
Этот синтезатор использовали многие известные музыканты, среди них Duran Duran (в особенности в их дебютном альбоме), Michael Jackson (Thriller), ABBA, Jean Michel Jarre (Chronology и Oxygene 7-13), Kitaro, Yes, Depeche Mode, Roxy Music, Tangerine Dream
ensoniq_mirage
5-е место. Ensoniq Mirage (Мираж). 8- битные сэмплы. Секвенсор запоминает 333 ноты. Память — 144 килобайта. Дискеты…. Сегодня все это звучит просто смешно? Да, именно эти возможности предложила фирма Ensoniq, и была вознаграждена продажей 30-ти тысяч экземпляров инструмента. Дело в том, что в 1985 году использование сэмплов было удовольствием только очень богатых. Для неустанно работающих «простых» музыкантов это было просто недоступно. Существовашие тогда сэмплеры — Fairlight, Synclavier, Emulator стоили если не сотни, то десятки тысяч долларов. Энсоник произвел революцию и потряс индустрию до самого основания, выпустив сэмплер, который стоил меньше 2000 долларов. Обладая 8-ми голосной полифонией, аналоговыми фильтрами, чувствительной клавиатурой, функциями разделения клавиатуры и наложения звуков, Мираж «спустил» профессиональный сэмплинг со стратосферных высот на землю. Для программирования предлагаются буквально несколько кнопок, дисплей вмещает только две цифры (что не очень удобно, конечно), однако для тех, кто сумеет вникнуть и понять этот инструмент, он таит в себе впечатляющую мощь. К счастью, разными людьми было сделано немало программных интерфейсов для Миража, что намного упрощает дело. Мираж необычен еще и тем, что способен «переварить» операционную систему от сторонних разработчиков, что может превратить его в совершенно другой инструмент. Несмотря на то, что в настоящее время Мираж пребывает в тени современных инструментов, он все еще любим музыкантами от хип-хопа и индастриэла за свой характерный звук.
Музыканты : Janet Jackson, Vangelis, Terry Lewis и другие.
yamaha_dx74-е место. Yamaha DX7 . В 80-е годы популярная музыка не обходилась без синтезаторов, однако этот синтезатор был поистине вездесущим. Сенсация 1983-го года, этот инструмент предлагал полностью цифровой фирменный Ямаховский FM-синтез. Почему-то он считается якобы трудно программируемым. Однако это никогда не было препятствием для тех музыкантов, которые не довольствовались заводскими пресетами. После эпохи аналогового синтеза, музыканты на ура приняли гладкие, кристальные звуки и долгое время тут и там можно было услышать фирменные звуки DX 7: колокольчики, электропиано, четкие басы… Синтезатор стал настоящим блокбастером: в период между 1983 и 1987-м годами было продано 160 тысяч экземпляров. Ямаха извлекала выгоду из этой технологии на протяжении долгих (возможно,слишком долгих) лет, производя различные вариации синтезатора. Yamaha DX-7 породил целую индустрию саунд-дизайна и заставил других производителей пересмотреть свои представления о синтезаторах.
  Музыканты: Kraftwerk, Kitaro, Vangelis, Elton John, James Horner, Brian Eno, Depeche Mode, Stevie Wonder, Queen, Yes и многие-многие другие. (Этот инструмент широко, но весьма банально использовался и в российской музыке. Но были и те, кто подходил к нему творчески. Это композиторы Микаэл Таривердиев и Михаил Чекалин, а также клавишник «золотого» состава группы «Звуки Му» Павел Хотин. — прим. переводчика).
Fairlight3-е место. Fairlight CMI. Порождение австралийских саунд-дизайнеров Дэвида Вогуэла и Кима Рэйри, Fairlight CMI ворвался в музыкальный мир в 1979-м году. Изначально задуманный как синтезатор — рабочая станция, он предложил технологию сэмплирования, которая изменила музыку. На протяжении последующих десяти лет Фаирлайт пережил несколько инкарнаций, каждая из которых была лучше предыдущей. Окончательно, инструмент использовал 16-ти битный сэмплинг, а его память позволяла сохранить около 30-ти минут музыки. Фирменный FFT-синтез и редактирование звуков можно было производить с помощью необыкновенной комбинации светового карандаша и экрана, на котором рисовалась форма волны. Также инструмент содержал в себе 80-трэковый (!) полифонический секвенсор. В 80-е годы это все было очень серьезно, поэтому инструмент стоил серьезных денег, стартовав с цены в 25 тысяч долларов. Только богатые и знаменитые могли прикоснуться своми белоснежными пальцами к этим клавишам.
Музыканты : Jean-Michel Jarre, Peter Gabriel, Paul McCartney, Herbie Hancock, David Gilmour, Elvis Costello, Yellow, Madonna, Kate Bush, Queen, Keith Emerson, Alan Parsons, Fleetwood Mac и другие.
emu-emulatorII
2-е место. E-MU Systems Emulator. Странно, но своей ценой в 10 тысяч долларов Эмулятор от фирмы E-MU Systems стал прорывом на музыкальном рынке. В 1981-ом году следующий по цене конкурент Эмулятора стоил в два с половиной раза дороже. Вдохновленный примером Fairlight CMI, главный инженер E-Mu Дэйв Россам разработал дизайн инструмента, созданного для сэмплинга. Однако разработанная им концепция восьмиголосного сэмплера уже тогда была не нова. У ранних версий инструмента не было даже фильтров. А если музыкант отпускал клавишу, звук все равно продолжал звучать, пока не заканчивался сэмпл. К счастью, новые улучшенные разработки не заставили себя долго ждать, и у инструмента появился даже свой секвенсор. Эти инструменты были очень популярны в 80-е годы, не в последнюю очередь благодаря таким именитым пользователям, как Stevie Wonder ( который был первым, кто купил Эмулятор), David Bowie, Depeche Mode, Vangelis и Genesis. А также Жан Мишель Жарр в своем знаменитом альбоме «Zoolook».
LinnLM-1DrumComputer1-е место. LM-1 Drum Computer от фирмы Linn Electronics . До LM-1 драм-машины хлопали, свистели и щебетали как оргия электронных цикад. Потому что до технологического прорыва Роджера Линна драм-машины работали на основе аналогового синтеза. Почти все они не могли быть запрограммированными, предоставляя только набор пресетов для простейшего акомпанемента, и, таким образом, могли мало что предложить матерым профессионалам. LM-1 предлагал музыкантам 8-битные сэмплы, настраиваемые по высоте звука, возможность сохранения 100 ритмических рисунков и восьми композиций, не говоря уже об эффекте «shuffle groove». Наконец-то профессиональные музыканты получили достойный инструмент для изготовления ударных партий, который не зазорно было поместить в студии. Оглядываясь назад, трудно недооценить значение этих 12-ти (да, их было только 12) ударных сэмплов. Они оказались на удивление музыкальными и, в руках умелого человека, весьма убедительными. Стоил он почти 5000 долларов и, конечно, не был доступен для каждой подвально-гаражной группы. Поэтому было продано только около 500 экземпляров. Тем не менее, немногие инструменты сыграли такую роль в формировании звука 80-х годов, как LM-1. В общем-то, он изменил все.
Музыканты : Phil Collins, Prince, The Human League, Jean-Michel Jarre, Vangelis, John Carpenter, Stevie Wonder, Gary Numan, Depeche Mode.

 

This entry was posted in Легендарные синтезаторы and tagged , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.