YAMAHA CS

YAMAHA CS-80

Потратив огромные средства на разработку супер-синтезатора GX-1, который был слишком дорогим для массового производства, и являлся лишь стартовой площадкой для коммерческих разработок, Yamaha использовала полученные знания и опыт при создании более простых и доступных инструментов, которые стали выпускаться в значительных количествах и которые вознесут фирму к синтезаторному олимпу. Эта тактика себя оправдала, Yamaha и впоследствии успешно её использовала — например, при создании FM (FM-синтез, или частотная модуляция) и VS (векторный синтез) синтезаторов, и всего через год после появления GX-1 на его базе была создана серия синтезаторов CS, представители которой имели близкие к GX-1 характеристики, но были гораздо более компактными и намного менее дорогими. По поводу того, какой из синтезаторов CS-серии появился первым, трудно сказать что-то определенное — точно известно только, что это произошло в 1976 году. Некоторые источники утверждают, что первым был CS-50, а CS-60 и CS-80 появились лишь через год, другие же указывают 1976 как год появления всей CS-серии. Скорее всего, синтезаторы разрабатывались одновременно, а CS-50, как наиболее простой, был закончен первым. С появлением этих синтезаторов Yamaha стали воспринимать как крайне серьёзного конкурента на рынке электронных инструментов.

Старшую модель CS-серии, YamahaCS-80, создатели постарались максимально приблизить к GX-1: CS-80 при использовании одной клавиатуры имеет почти все те же возможности, что и GX-1. У CS-80 – та же восьмиголосная полифония, как и у GX-1, а уникальную архитектуру синтеза CS-80 также почти без изменений унаследовал от GX-1, поэтому он по праву считается первым великим синтезатором, сделанным в Японии.

WINGS With A Little Luck (Paul McCartney) 1978 #1 US #5 UK

 

Бывший солист Moody Blues Денни Лэйн (Denny Laine, Brian Frederick Arthur Hines, 29.10.1944) был видной попзвездой шестидесятых. Он близко знал The Beatles, частенько выпивал и гулял с ними. Однако, покинув Moody Blues, Лэйн, с его привычкой к роскошной жизни, истратил всё, что заработал прежде, и к моменту звонка Маккартни докатился до того, что спал на матрасе в задней комнате офиса своего менеджера Тони Секьюнда. Возможность работать с Маккартни была для него тем шансом, который было нельзя упускать, и когда Маккартни позвонил и сказал: «Я создаю новый ансамбль для гастрольных турне. Тебя это интересует?» «Конечно», — ответил Лэйн, и в тот же вечер вылетел в Шотландию, на ферму Маккартни». Пол: «Мне всегда нравился его голос и песни, поэтому я и решил, что это подходящий человек для совместной работы. Наши голоса как бы дополняли друг друга».

CS-80 намного меньше GX-1, но всё равно остается самым громоздким из всех серийных синтезаторов и весит около 100 кг. Его дизайн повторяет дизайн комбоорганов серии YC, которые Yamaha выпускала в начале 70-х годов — инструмент как бы встроен в жёсткий кейс, закрывающийся сверху крышкой. Все регуляторы, кнопки и переключатели также заимствованы у электроорганов Yamaha Electone и YC. Для каждой функции CS-80 на передней панели имеется отдельный регулятор или переключатель, причем они разных цветов, чтобы легче было ориентироваться. Для регуляторов среза фильтра и частотно-импульсной модуляции используется зелёный цвет, для резонанса — красный, для высоты тона — белый, регуляторы громкости имеют серый цвет, затухания — желтый, а все остальные черные. Кнопки вызова пресетов также раскрашены во все цвета радуги, что придает инструменту несколько легкомысленный вид.

U.K. In The Dead Of Night (Eddie Jobson/John Wetton) 1978

 

U.K. – недолго просуществовавшая прог-супергруппа, успевшая за короткий отрезок выпустить два прекрасных студийных альбома, — в марте 1978-го дебютировала с одноимённой пластинкой, доказавшей, что даже во времена разгула диско и панка прогрессивный рок может оставаться популярным. Работа, сочетавшая в себе приджаззованную гитару Аллана Холдсуорта (Soft Machine, Gong), многослойные синтезаторные подклады и электроскрипку Эдди Джобсона (Edwin «Eddie» Jobson, 28.04.1955, Roxy Music), изысканную ритм-секцию Билла Бруфорда (Yes, King Crimson) и Джона Уэттона (King Crimson, Uriah Heep), вызвала немало хвалебных откликов, а продажи дисков находились на достаточно высоком уровне. Выход пластинки сопровождался крупномасштабным туром, который хоть и прошел очень успешно, но посеял семена раздора между участниками группы.

U.K. Rendezvous 6:02 (Eddie Jobson / John Wetton) 1979

 

Уэттон и Джобсон, на чьей стороне был менеджмент, старались вести команду в направлении коммерческого арт-рока, в то время как Холдсуорт по старой привычке на концертах впадал в джазовый импровиз. Бруфорд поддерживал устремления гитариста, и когда в коллективе произошёл окончательный раскол, Билл с Алланом ушли организовывать фьюжн-проект Bruford. Место ударника в U.K. получил успевший поработать у Фрэнка Заппы Терри Боззио, а вакансия гитариста так и осталась незаполненной. Работая в формате трио, весной 1979 года группа выпустила вторую полнометражку, Danger Money. Здесь музыка «британцев» стала более мелодичной и легко усвояемой, в то время как манера игры Боззио придала саунду некоторую жёсткость. (CS-80 — с ометки 2:45 ролика)

Для создания звуков в CS-80 используются две параллельные цепочки синтеза (в руководстве пользователя они названы «Channel I» и «Channel II«), каждая из которых фактически представляет собой отдельный синтезатор. Как уже говорилось, первым программируемым полифоническим синтезатором был SCI Prophet 5. Но синтезаторы CS-серии, появившиеся на два года раньше, также имеют пользовательские патчи, и здесь нет никакого противоречия, потому что CS-80 для их сохранения не используют микропроцессор. Вместо этого синтезатор оснащён четырьмя наборами миниатюрных регуляторов-потенциометров, которые являются уменьшенными копиями регуляторов передней панели. Они располагаются в небольшой нише в левой части синтезатора под откидывающейся крышкой.

 

В каждом из наборов можно сделать свои настройки, а потом вызвать их, нажав соответствующие кнопки патчей: в начале 70-х годов Yamaha использовала такой же способ сохранения настроек в своих электроорганах. Подобная система сохранения пользовательских настроек позволяет обойтись без микропроцессора, но это требует огромного числа внутренних соединений, что делает и без того сложный синтезатор ещё сложнее.

http://maxpark.com/user/303030624/

This entry was posted in Yamaha, Легендарные синтезаторы and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.