Korg MS

Korg_MS-20-1    Если в 1977 году компания Korg успешно зарабатывала себе отличную репутацию, то 1978-й стал годом окончательного утверждения этой репутации. Для Korg этот год стал, безусловно годом синтезаторов (и не только) знаменитой серии MS, которые и поныне числятся в числе самых культовых и разыскиваемых в среде электронных музыкантов. Для тех немногих, кому посчастливилось познакомиться с синтезаторами серии PS (о которых рассказывалось в предыдущей части), синтезаторы серии MS выглядят очевидно похожими на своих предшественников. Основное, что роднит инструменты обоих серий — это наличие коммутационной панели, которая вообще-то обычно встречается только в безумно дорогих, огромных модульных синтезаторах (например, ARP 2600). Коммутационная панель позволяет соединять между собой различные блоки синтезатора в какой угодно последовательности. Таким образом, серия MS предоставила клавишникам почти такую же степень свободы звукотворчества, но за существенно меньшую цену. «Краеугольным камнем» этой серии является двух-генераторный синтезатор Korg MS-20. Первый генератор производит пилообразную, треугольную, импульсную (с изменяемой шириной) форму волны, а также белый шум. Второй генератор — пилообразную, прямоугольную, импульсную формы волны плюс кольцевая модуляция. Также, разумеется, имеются фильтры высокой и низкой частоты, резонанс и генератор низкой частоты (который в MS-20 назван генератором модуляции). Слева от клавиатуры находятся исполнительские контроллеры — колесо и кнопка, которые с помощью коммутационной панели можно назначить управлять чем угодно.   MS-20 особенно хорош, когда требуются басовые и перкуссионные тембры, а также самые разнообразные и трудновообразимые звуковые эффекты.  В нем уже имеются заводские внутренние соединения, которые представляют из себя традиционный для аналоговых монофонических синтезаторов путь звука. Но основная «фишка» синтезатора — коммутационная панель с 35-ю разьемами позволяет разрушить все «готовые» внутренние соединения и создать нечто индивидуальное, Например, те же фильтры высокой и низкой частоты могут таким образом модулироваться чем угодно. Все это дает возможность синтезатору создавать как простые, ставшие уже классическими, так и комплексные звуки, свойственные дорогостоящим модульным системам. Кроме того, синтезатор позволяет подключать к себе внешний источник звука (гитару, голос, другой синтезатор и т.д.), который таким образом начинает УПРАВЛЯТЬ самим синтезатором (при помощи встроенной схемы, которая отслеживает высоту тона инструмента. подключенного к MS-20 и преобразовывает ее в напряжение). Особенно славятся использованием этого приема участники группы  Aphex Twin.  Либо можно просто обрабатывать внешний источник звука фильтрами синтезатора (как, например, постоянно делает William Ørbit). Кроме уже упомянутых музыкантов, синтезатор Korg MS-20 использовали Jean-Michel Jarre, Vince Clarke,  Air, SkyLab, Astral Projection, Biosphere, The Prodigy, The Legendary Pink Dots,  Portishead, The Shamen и многие другие.

  «Младший брат» MS-20, синтезатор MS-10,  обладает одним генератором, одним усилителем, одной огибающей и меньшей клавиатурой (у MS-20 36 клавиш, у MS-10 — 32 клавиши). Коммутационная панель MS-10 состоит из 16-ти разъемов. Также в этом синтезаторе нет преобразователя высоты тона в напряжение. Его использовали The Orb, SkyLab, the Chemical Brothers, Astral Projection, Autechre и другие.
Затем был выпущен звуковой модуль (без клавиатуры) MS-50, предназначенный для совместной работы с MS-20 (хотя в принципе его можно подключать и к другим инструментам), обладающий множеством возможностей, которых нет у MS-20 и MS-10. Это и кольцевой (ринг) модулятор, и функция Sample and Hold (запоминание и удерживание напряжения сигнала), и  генератор портаменто, инвертор, генератор шума, делитель и вольтметр.  Генератор и фильтр MS-50 звучат мягче и «музыкальнее», нежели у младших предшественников. Весьма редко встречающийся, а потому и весьма дорогой аппарат. Серией синтезаторов MS компания Korg окончательно покорила мир монофонических синтезаторов. Однако она еще оставила кой-какие сюрпризы в своих рукавах.
   Вокодер VC-10 Vocoder, который выпускался с 1978 по 1982 годы, внешне напоминает синтезатор MS-10, только с микрофоном, подсоединенном к верхней панели. Вокодер позволяет использовать как свой встроенный звуковой генератор (и тогда вы получаете звучание классического вокодера, знакомое по многочисленным песням 80-х годов), так и возможность подключения внешнего источника звука (и тогда вариации конечного звука умножаются в разы). А еще вокодер VC-10 обладает (кстати, единственный из семейства MS) встроенным эффектом » Ensemble», позаимствованным у синтезаторов серии PS. Этот замечательный эффект способен даже самый скучный звук превратить в сочную текстуру. Этот вокодер использовали такие знаменитости, как Klaus Schulze, Tomita, Keith Emerson, Roger Waters, Rick Wakeman, Air.
Еще один прибор из данной серии — секвенсор SQ10, имеющий три канала по 12 шагов каждый. Причем есть возможность объединения двух каналов, и тогда количество шагов увеличивается вдвое — до 24-х. Секвенции могут воспроизводиться как с повторением, так и без повторения. Встроенные часы позволяют синхронизировать работу секвенсора, к примеру, с драм-машиной.
По справедливости, все  инструменты серии MS должны были стать синтезаторным прорывом конца 70-х годов, однако в реальности свой культовый статус они приобрели только буквально несколько лет тому назад. Однако они обладают весьма характерным, несколько грубоватым звуком с «металлическим» оттенком. который в те годы пока еще не мог найти широкого применения в музыке. Как это нередко бывало в истории синтезаторов, здесь звук опередил свое время. Впрочем, надо заметить, что и сама компания Korg невольно поспособствовала тому, чтобы синтезаторы MS в некоторой степени оказались в тени. В тени великолепнейшего и могучего синтезатора PS-3200, который был выпущен тогда же.
PS-3200
, последний представитель серии PS, представляет собой по сути два синтезатора  PS-3100 в одном корпусе. PS-3200 стал первым модульным синтезатором от Korg, обладающим функцией записи созданных патчей (память на 16 патчей). На каждую из своих 48-ми клавиш (нот) синтезатор обладает двумя генераторами, на каждый генератор есть свой модуляционный генератор (LFO). А также имеется встроенный 7-полосный эквалайзер и эффект «Ensemble». Плюс коммутационная панель с 48-ю разъемами. Синтезатор PS-3200 был также первым полифоническим модульным синтезатором, управляемым с помощью микропроцессора. Было изготовлено всего около трехсот экземпляров, посему цена на этот синтезатор сегодня достигает нескольких тысяч долларов. PS3200 несомненно обладает свои характером и такими возможностями, которые и поныне выделяют его из общего ряда аналоговых синтезаторов. Проще говоря, звуки, на которые он способен, невозможно повторить на каком-либо другом синтезаторе.
   В конце 70-х годов уже начался закат таких фирм, как ARP и Moog, зато синтезаторы японских производителей, и в частности Korg, получали все более широкое признание. Однако после двух более чем плодотворных лет компания словно взяла своего рода тайм-аут. Синтезаторы, которые Korg выпустил в 1979 году, не являются столь эпохальными, как их предшественники. Представители нового семейства инструментов получили свои названия от букв греческого алфавита : Sigma ( монофонический синтезатор с клавиатурой, чувствительной к силе нажатия на клавиши), Delta (стрингс и нехитрый полифонический синтезатор в одном корпусе),  ES50 Lambda (пресетный инструмент с тембрами фортепиано и струнных, прямой потомок PE1000 и PE2000, о которых рассказывалось в предыдущей главе). Sigma содержит в себе две секции:  «Synthe» и «Instrument». Секция «Instrument» предлагает 11 готовых пресетных тембров (fuzz guitar, electric bass, clavi, string, flute и др.). 8 пресетов принадлежат синтезаторной секции. Это — различные формы волны (пилообразная, квадратная, пульс) в различных диапазонах (от 32′ до 4″). Есть возможность комбинирования звучаний обоих секций. Инструмент этот был адресован скорее всего любителям и обучающимся музыке, однако его использовали и Jean Michel Jarre, и Rick Wakeman и Keith Emerson.
Однако, пожалуй, самый заметный инструмент 1979 года от Korg — это транзисторный электроорган CX3, который представляет собой одну из самых удачных и точных аналоговых имитаций звучания органа Hammond. Спустя 21 год этот электроорган возродится вновь, даже под тем же названием, но это уже будет цифровой инструмент на основе воспроизведения сэмплов.

This entry was posted in Korg, Легендарные синтезаторы and tagged , , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.