Polymoog

polymoog2   Синтезаторы бывают разные. С элегантным или ужасным дизайном, слишком дорогие или по очень привлекательной цене, легкие, удобные или тяжелые и неуклюжие, с ограниченными либо неограниченными звуковыми возможностями. С точки зрения многих музыкантов (и не только) синтезатор Moog The PolyMoog является поистине уникальным, сочетающим в себе ужасный дизайн, непомерно высокую стоимость, неподъемный вес, ненадежность, ограниченность и посредственный звук. Однако при всем при этом PolyMoog был и остается одним из самых именитых синтезаторов всех времен. Не будем забывать и тот факт, что выпущен он был пожалуй самой уважаемой «синтезаторной» компанией планеты — Moog Music. А также то, что на этом инструменте играли такие гиганты мировой музыки, как ABBA (в песне «Arrival«), Genesis («Then There Were Three»), Yes («Going For The One», «Tormato»), Kraftwerk, Chick Corea, Blondie, Keith Emerson, Wendy Carlos
   В начале 70-х годов Боб Муг  задумал — ни много, ни мало — создать самый лучший синтезатор в мире. Первый вариант инструмента получил романтичное название Constellation (Созвездие). Состоял он фактически из трех синтезаторов — полифонического, монофонического и педального. Муг так и не довел работу над «Созвездием» до логического конца, однако упомянутые «составные части» вскоре обрели самостоятельную жизнь в виде отдельных синтезаторов. Самым коммерчески успешным стал педальный вариант, превратившийся в знаменитый Taurus. Монофонический синтезатор не стал серийным, он только однажды «засветился» на сцене под пальцами Эмерсона во время турне ELP 1974 года. А полифонический синтезатор вначале получил название Apollo, который также не вышел в серийное производство. А затем из него «родился» PolyMoog.
polymoog1Еще до своего появления в продаже PolyMoog (благодаря слухам) приобрел статус «синтезатора, о котором можно было только мечтать». У него была клавиатура в 71-ну клавишу (уникально для 1975 года), он был полностью полифоническим (уникально для 1975 года), он реагировал на скорость нажатия на клавиши (уникально для 1975 года). И это был Moog. Однако когда музыканты начали знакомится с инструментом лично, многие его особенности оставляли их весьма озадаченными.
Педаль Moog   «Ядро» синтезатора, Mode Selector (выбор режимов) Боб Муг назвал «цифровой логической системой» (в те времена такие слова вызывали трепет). По сути она представляла собой восемь пресетных (готовых) звуков: струнные (String), пиано (Piano), орган (Organ), клавесин (Harpsi), медные духовые (Brass), вибрафон (Vibes), а также Funk и Clavi. Девятый режим, названный «VAR», позволял использовать инструмент в качестве обычного программируемого синтезатора. Можно было просто использовать эти готовые заводские звучания, можно было рассматривать их в качестве полуфабрикатов для создания собственных звуков. Однако синтезатор не обладал функцией памяти для их сохранения. Каждый заводской пресет звучал при помощи очень сложной, если не сказать — грандиозной, системы, включающей в себя, к примеру, 71 усилитель и 71 фильтр. То есть, по усилителю и фильтру на каждую клавишу! Так что званию полифонического синтезатора PolyMoog отвечал действительно в полной мере. Разумеется, синтезатор был снабжен знаменитым фирменным «муговским» фильтром (речь идет об одном фильтре для всех пресетов, управляемом непосредственно с панели инструмента) со всевозможными модуляциями. А также трех-полосным эквалайзером. У Полимуга не было колес оклонения высоты тона и модуляции, зато вместо них был ленточный контроллер, чувствительный к движению пальцев. На заднй панели инструмента находилось 11 разъемов различного назначения. Среди них — семь разъемов для подключения специальной (и очень дорогой) «мульти-педали» (см. фото), управляющей и высотой звука, и работой фильтра, и сустейном (послезвучанием), и синхронизацией синтезатора с внешними приборами. Естественно, в начале 70-х годов MIDI- интерфейса еще в помине не было, при этом к Полимугу все-таки можно было подключить другой инструмент, при помощи разъема «S-TRIG».
  Однако недостатки этого невероятно сложного синтезатора вполне могли соперничать со всеми его «наворотами». Заводские звуки были, конечно, качественными, но при этом не настолько вдохновляющими, как все ожидали от такого уважаемого производителя, как Moog. По звукоообразованию PolyMoog был схож с электроорганом: звук, генерируемый 12-тью осцилляторами, «делился» на части. Однако то, что более чем приемлемо для электрооргана, не всегда является таковым для синтезатора. Другим существенным недостатком была ненадежность инструмента. Проще говоря, Полимуги часто выходили из строя, при этом мало кто из мастеров хотел «копаться» в столь сложном аппарате. И, конечно, не стоит забывать о конкуренции. В 1975 году фирма Yamaha выпускает свой эпохальный синтезатор GX1, трех-мануального монстра, который обладал всеми качествами, которые музыканты ожидали от Полимуга. GX1 был безумно дорогим инструментом, однако уже в следующем, 1976 году, многие его достоинства были унаследованы гораздо более доступным синтезатором, Yamaha CS80. Плюс к тому, в конце семидесятых на арену музыкального рынка буквально ворвался синтезатор Prophet 5 американской фирмы Sequential Circuits, основанной Дэйвом Смитом. Так что PolyMoog практически сразу оказался устаревшим,слишком дорогим,тяжелым и непредсказуемым…
   В 1978 году фирма Moog (в надежде все-таки повысить уровни продаж) выпускает более дешевый вариант Полимуга — так называемый Polymoog Keyboard, который представлял из себя чисто пресетный инструмент (14 заводских звуков, которые практически невозможно было изменить). Не трудно догадаться, что это никак не спасло Полимуг от коммерческого провала.
   Чтобы дать окончательную оценку этому синтезатору, лучше всего процитировать слова Кейта Эмерсона: » Polymoog был, несомненно, очень важным иснтрументом. Он занимает свое достойное место в истории. Именно там он и должен остаться — в истории«.
источник http://www.fingus.ru/publ/36-1-0-298
This entry was posted in Moog, Легендарные синтезаторы and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.