Roland SH-101

Roland SH-101: Легенда из прошлого


1_sh-101_Basis

Говоря о классических синтезаторах, одним из тех, которые приходят на ум является, несомненно, Roland SH-101. Несмотря на кажущуюся простоту и монофоничность, он просто «взорвал» и продолжает взрывать электронную сцену. Стоит хотя бы взглянуть на список музыкантов, которые использовали его. Тут есть все, начиная от Jean Michelle Jarre до The Prodigy. В интернете есть масса информации, фан-клубов, форумов и других ресурсов о нём. Мы тоже вкратце посмотрим на основные факты о Roland SH-101, а также коснёмся его виртуальных аналогов.

С чего всё началось

Всё началось в 1982 году. Это была эпоха «нью-вейва»: цветных волос, лака и причудливо-выглядящих синтезаторов на сцене. Синтезаторы с поддержкой MIDI были ещё «в диковинку». Yamaha по многим параметрам, особенно со своим DX-7 всё ещё была лидером в гонке с Roland.

Но тут Roland выпускает SH-101, созданный, казалось бы, специально для музыкантов, которые любят «покрасоваться» для камеры. Доступный в красном, сером или синем корпусах и, опционально, оснащён рукояткой и плечевым ремнём, SH-101 также мог питаться от батареек для максимальной маневренности.

Что было ещё лучше, это его цена: аппарат стоил всего в районе 420$ и был невероятно доступным по сравнению с роскошными цифровыми синтезаторами, которые были в «топе». По большому счёту, не имело значения, как тогда звучал 101-й: при своей цене ему суждено было быть сметённым с прилавков каждым любителем исполнителем «нью-вейва».

Техническая сторона

Что же технически нового и особенного было в 101-м? Ведь можно сказать, что при своём скудном наборе параметров, звучал он весьма достойно. Осцилляторный блок состоял всего из одного осциллятора с суб-осциллятором. Одним из ключевых моментов был «мягкий» роландовский НЧ-фильтр. Кстати, пользователь не мог выбрать какую-то определенную форму волны. В блоке Source mixer просто устанавливался уровень определенной формы волны. Также присутствовал генератор шума.

Модуляция была довольно простой, но неплохо продуманной. Одиночный генератор огибающей ADSR делился между фильтром и регулятором усиления (VCA). LFO (НЧ-генератор) имел на выбор синус, меандр, шум и случайный сигнал, которые могли использоваться для модуляции VCA, фильтра, высоты и ширины импульса. К сожалению, этот же LFO одновременно задавал скорость встроенного арпеджиатора/секвенсора.

Если отбросить эту привязку LFO, то секвенсор был одной из лучших особенностей SH-101. Простое пошаговое программирование, запись нот с клавиатуры и способность транспонировать последовательность с помощью кнопок октавы или самой клавиатуры сделали своё, чтобы получать максимальное удовольствие от игры. Кроме того, синхронизация могла осуществляться и от внешних триггеров — очень продуманно. В итоге звучало всё это вместе настолько хорошо и «по-роландовски», что даже в 90-х, когда пошла мода на аналоговые синтезаторы, он появился в студии каждого уважающего себя продюсера танцевальной и электронной музыки.

Несмотря на то, что в своё время он был бюджетным синтезатором, современные цены на SH-101 даже на секонд-хэнд рынке просто заоблачные. Зато есть немалое количество его программных клонов, о которых речь пойдёт ниже. С их помощью можно получить звук похожий именно на оригинальный SH-101: тёплый, энергичный и ощутимо «аналоговый». Он практически идеален для изучения синтезаторов – интуитивно понятные секции и простое управление. А самое главное – очень сложно сделать так, чтобы он звучал плохо.

Roland SH-101 никогда не был синтезатором рок-звёзд как, например, Minimoog или Prophet-5, но тем не менее, звучит очень хорошо!

This entry was posted in Roland, Легендарные синтезаторы and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.